Форма входа
Главная О школе
Технологии Форма контакта

Узелковое письмо существовало когда-то, задолго до того, как люди научились писать. На толстой веревке или палке привязывали рядами короткие разноцветные шнурки, на которых завязывались узелки. Красный - война, кровь; белый - мир, здоровье; черный - смерть, болезнь; зеленый - урожай, хлеб; желтый - солнце; синий — море, вода. Придумали узелковое письмо индейцы страны Перу, в Южной Америке. Узелковое письмо называлось “кипу”, ему обучались дети, но прочесть его было нелегко, поэтому всегда с письмом посылали вестника, который объяснил его содержание! У других индейских племен шнурки были заменены разноцветными раковинами, нанизанными на нитки. Называлось оно "вампум". Например, посылали на нитке 4 раковины: белую, желтую, красную и черную. Это можно было прочесть так: "Мы вступаем с вами в союз, если вы будете платить нам дань: если же вы не согласны, мы пойдем на вас войной и всех перебьем". Обозначение цветов из узелкового и раковинного письма дошло и до наших дней. Разноцветные сигналы применяются у нас на железной дороге, во флоте, на перекрестках улиц. У скифов - древних племен, живших на территории нашей родины, был более простой способ передавать извести: однажды персидскому царю они послали такое письмо: "Персы! Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться в землю как мыши, прыгать по болотам как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну" Такое письмо называлось "вещное". Такое письмо само ничего не рассказывало, оно только помогало вспомнить, что надо сообщить. Как видите, ребята, способов передавать известия было очень много. Но как же были изобретены буквы? Сначала люди вместо того, чтобы писать, рисовали, сколько мамонтов или других диких животных они убили, изображали целые сценки, происходящие на охоте. Колдуны и шаманы рисовали изображение зверя, на которого собиралось охотиться племя, и поражали его копьем во время заклинаний. В последствии были найдены целые рассказы в картинках на стенах древних пещер. Из картинок на камне мы узнали о жизни доисторических людей, о их борьбе с дикими зверями, о случаях на охоте. Но каждый раз рисовать фигуры целого мамонта или какой-либо другой предмет было долго, тогда люди стали рисовать часть предмета или голову животного. о временем рисунки стали изображать не целиком слово, а его часть, первый слог, а потом и первый звук этого слова. Вместе быка стали рисовать только его голову. Голова с рогами превратилась в три черточки, или А. Древний народ шумеры называли быка Алеф. Вот откуда буква А. Образовалась азбука, которой учат вас сейчас в школе. Но это превращение было очень долгим и сложным. В древнем Египте очень давно существовала письменность, но разгадать эти древние египетские письмена, дошедшие до нас на стенах разрушенных храмов, - гробниц царей, на папирусных свитках, ученые долго не могли. И если бы не нашли плиты с надписью на 2-х языках - греческом и египетском, то может быть и сейчас мы не знали бы тайну египетских иероглифов. Иероглифы - это слова-картинки. Из таких картинок знаков - состояла древняя египетская письменность. Она была очень трудна. Нужно было учиться несколько лет, что запомнить все знания. Да и писать их было нелегко. Но только через тысячи лет древнее египетское письмо превратилось в азбуку. Для азбуки использовали часть иероглифов, а некоторые буквы придумали заново. Древнее же иероглифическое письмо сохранилось и до наших дней. Например, в Китае до сих пор пишут иероглифы. На Русь египетская азбука попала в очень измененном, совершенно неузнаваемом виде. А к нам из Греции буквы принесли монахи Кирилл и Мефодий. Они перевели греческие книги на славянский язык, написав перевод греческими буквами, а недостающие буквы, обозначающие русские щ, ц и др. придумали сами. Нужны были 4000 лет, чтобы например, египетский иероглиф обозначающий голову быка, превратился в наше А. Затем азбука из Египта попала в финикийским купцам, которые упростили написанные буквы, а от них в Грецию. Греческая буква “А” уже похожа на нашу. А вот и наша буква, такая, какую вы видите в любой книге на русском языке. Так изменились буквы, которыми люди писали книги. Но буквы совершили и еще одно интересное путешествие: с камня они переходили на глину, с глины на папирус, с папируса - на восковую дощечку, с восковой дощечки - на пергамент, а с пергамента уже на ту самую бумагу, на которой мы пишем и сейчас, из которой сделаны наши книги. Самой первой книгой была каменная. Первобытные люди рисовали на камне, а это делать было невероятно трудно, никаких письменных принадлежностей не было и нужно приложить немало усилий, чтобы выцарапать на камне изображение животного или человека. В древних государствах - Египте, Урарту каменотесы высекали на камнях хвалебные надписи царям и полководцам. Это был тяжелый труд. Камень был очень неподходящим материалом для письма. Тогда люди придумали глиняные книги. На серых глиняных дощечках трехгранной заостренной палочкой писали текст, а потом эти плитки обжигали в печах, как обыкновенные глиняные горшки. Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много - несколько сотен. Все они пронумеровывались, а сверху на каждой ставилось название книги. У Ассирийского царя Ассибанипала была огромная глиняная библиотека. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке. Тогда египтяне придумали новый материал для книг - папирус - длинные полосы, склеенные из стеблей растения лотоса, растущего на болотистых берегах Нила, Папирусные ленты были в 100 и больше метров длиной. Сложить из папируса книги нельзя, он ломается на сгибе. Поэтому написанные на папирусах книги свертывали в трубки и хранили в специальных круглых футлярах. Писали книги краской - красной и черной. Занимались этим писцы "скрибы". Написанное на папирусе можно было легко смывать губкой, иногда писцы вместо губки пользовались языком. Рассказывают, что один из римский императоров, если написанные в его честь стихи не нравились ему, заставлял неудачливых поэтов вылизывать тексты своих произведений. Папирус изготовлялся только в Египте и стоил он очень дорого, поэтому в других странах, расположенных далеко от Египта, придумали новую книгу - из воска. Эта книга состояла из ряда скрепленных друг с другом дощечек с углублением в средине, заполненном воском. Писали по воску стальной палочкой "стилем". До сих пор сохранилось это название - про писателей говорят, что у него хороший стиль, несмотря на то, что стили давно вышли из употребления. Еще в те времена, когда папирус был во всей своей славе, у него появился могучий соперник - пергамент. Это хорошо выделанная кожа - овечья или телячья. На кожах писали пастушеские народы с давних пор. А вот сделали из кож книгу первый раз по приказу правителя Пергамского царства в городе Пергаме – и новый материал для письма стал называться пергаментом. А произошло это так: пергамская библиотека стала быстро расти и догнала первую в мире по величине библиотеку в египетском городе Александрии. В Египте был издан указ, запрещающий вывоз папируса в Азию, чтобы расправиться с пергамской библиотекой. Но в Пергаме стали делать книги из пергамента. Пергамент разрезали на листы, сшивали из них книги, переплетали их, переплет делали из гладко обструганных: досок, обтянутых кожей. Показать ребятам увеличенный цветной рисунок старинной книги. Углы переплета украшались металлическими пластинками - "жуковиной", золотом, драгоценными камнями, чтобы пергамент не коробился, у книг были застежки, некоторые даже запирались на замок. В библиотеках чтобы книги не украли, их приковывали цепями к столам, потому что книги были редкостью и очень дорого стоили, печатного станка еще тогда не знали. Книги переписывали монахи в монастырях. Писали они черными чернилами. Работали долго, часто по ночам при свете лампады. Чтобы переписать книгу в 50 страниц, требовался целый год. Каждая глава книги начиналась с большой буквы, красиво разрисованной и раскрашенной краской, обыкновенно красной. Вот и сейчас мы говорим: Начать писать с "красной строки", Заканчивали книгу словами о том, кто переписывал книгу, добавляя разные пожелание читателям. Были и такие монахи, которые кончали свою работу веселым стишком: "Вот и всей книге конец, Получай своя деньги, писец! Как папирус в свое время был побежден пергаментом, так и пергаменту пришлось уступить место новому материалу - бумаге. Изобрели бумагу в Китае, Для учебы нужны были книги, а стоили они дорого, так как написаны они были на пергаменте. Тогда студенты для себя стали переписывать книги на дешевой бумаге. Спрос на книги все возрастал, тогда в городе Майнце Иоганном Гутенбергским был изобретен первый печатный станок и напечатана первая книга. Вначале книга печаталась без начальных букв, которые дорисовывал переписчик. Да и вообще все печатные буквы походили на рукописные. Но станок совершенствовался, менялся шрифт, становясь все мельче. Появляется и печатная картинка - гравюра. Сейчас вы ничуть не удивляетесь, увидев в книге знаки препинания - такие как тире, номер страницы, а ведь это все было новинкой типографского дела. Тогда же, был придуман заглавный шрифт в книге. При выходе новой книги заглавный лист вывешивался на дверях книжной лавки, чтобы читатели, увидев его, купили книгу. В те времена большинство книг были церковными, богословскими, а житейские, так называемые "светские книги" преследовались церковью. Книги с "вольным" содержанием попы сжигали, а типографы часто попадали за них в тюрьму. Поэтому хитрые типографы, чтобы обмануть церковь, в предисловии к "вольным книгам писали, что эта книга богоугодная, и что сам святой Иоанн Златоуст хранил эту книгу у себя под подушкой, не расставался с ней даже ночью. А кто знает, при каком царе был построен Печатный двор в нашей стране? Кто печатал первые русские книги? У нас в России первым печатникам пришлось тоже трудно. Попы и бояре боялись, что печатные книги станут доступными всему народу. А монахи не хотели выпускать из своих рук переписку книг. Но царь Иван Грозный поручил Ивану Федорову печатать книги. Однако, через год типография была подожжена. Это сделал пьяный монах. Ивану Федорову с его товарищем пришлось бежать за границу. Но печатное дело было непобедимо. Через несколько лет в Москве опять печатались книги.